Руководство. Кларис - Электронные весы
ВВЕДЕНИЕ
Комплексная информационная система «КЛАРИС» - мощный и удобный инструмент, обеспечивающий полномасштабную автоматизацию учетной системы предприятия. Имея в своем арсенале набор различных отраслевых решений в совокупности с внутренней системой бухгалтерского учета, КИС «КЛАРИС» позволяет создать на предприятии инфраструктуру, обеспечивающую специалистов всех уровней, особенно руководящего звена, оперативной и достоверной информацией о его состоянии.
КИС «КЛАРИС» представляет собой модульную систему, где каждый модуль может использоваться как самостоятельный программный продукт, так и работать в рамках единого информационного поля. При этом исключается режим многократного ввода одних и тех же данных, противоречия при вводе справочников и данных, введенных разными людьми. Единое информационное пространство позволяет быстро и своевременно получать сводную информацию о состоянии предприятия на любой момент времени.
Данное руководство является описанием принципов работы пользователя в подсистеме «КЛАРИС: Электронные весы». Эта подсистема выступает как часть отраслевого решения КИС «КЛАРИС», автоматизирующего количественно-качественный учет на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях.
Основное назначение данной подсистемы – регистрация первичных документов, отражающих результаты взвешивания количества продукции в процессе приемки, отгрузки, либо перевески на автомобильных электронных весах различных марок.
На данный момент состояние весового хозяйства на отечественных предприятиях оставляет желать лучшего. Это следствие, как их финансового состояния, так и элементарного непонимания руководства, насколько серьезные потери возникают на предприятиях из-за несовершенства весового оборудования.
В то же время, современная весоизмерительная техника представляет богатый выбор средств измерения, отличающихся достаточной точностью и отвечающих всем метрологическим и технологическим требованиям. И, самое главное достоинство современной электронной техники заключается в том, что из процесса измерения количественных показателей исключен или сведен к минимуму человеческий фактор.
Мы рады, что на сегодняшний день ряд предприятий, работающих с КИС «КЛАРИС» уже, как минимум, стали использовать автомобильные электронные весы в процессе взвешивания при приемке и отгрузке зерна и продуктов его переработки.
Для целей обеспечения автоматического ввода и упрощения обработки информации о количестве продукции и весе автомобиля, поступающей с электронных весов, и была разработана описываемая ниже подсистема «КЛАРИС: Электронные весы». В совокупности с электронными весами, подсистема гарантирует точность ввода количественных показателей взвешиваемой продукции для дальнейшей ее обработки в рамках единого информационного поля всего предприятия.
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДСИСТЕМЫ
Подсистема «КЛАРИС: Электронные весы» - специализированный программный модуль, разработанный для взаимодействия с датчиками электронных весов различных типов.
Подсистема устанавливается на весовой, оборудованной электронными весами, подключенными к персональному компьютеру и обеспечивает:
- автоматическую регистрацию количественных показателей, передаваемых соответствующими датчиками при взвешивании груженого и порожнего автотранспорта;
- автоматический расчет показателя «Нетто», определяющего реальный вес ввозимой и вывозимой продукции;
- автоматическое ведение журнала взвешиваний, с возможностью контроля введенной информации;
- автоматическое формирование «Товарно-транспортных накладных», для дальнейшего использования их в работе всех других служб предприятия – оперативный отдел, бухгалтерия и др.;
- печать «Товарно-транспортных накладных», «Пропусков на вывоз продукции», «Весовых журналов» и других необходимых отчетных форм.
Работу всех функций подсистемы регламентирует «Порядок учета зерна и продуктов его переработки», утвержденный приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ от 08.04.2002 № 29. Все печатные формы соответствуют утвержденному данным приказом «Альбому отраслевых учетных документов».
РАЗДЕЛ 1.1. МАРКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕСОВ
Подсистема «КЛАРИС: Электронные весы», в настоящее время, настроена на взаимодействие с несколькими типами автомобильных электронных весов. Это обусловлено только тем, что у наших клиентов установлены приборы данных типов.
На сегодняшний момент реализованы шлюзы со следующими приборами, работающими по интерфейсу передачи данных RS–232 или RS–485:
- электронные весы ТВ-003/05Д и совместимые с ними;
- электронные весы М8200А и совместимые с ними, производитель НПП «Метра»;
- электронные весы BAT60ХХХХ и совместимые с ними, производитель ООО «Наис»;
- тензометрический прибор БУ 4263-М1, производятся в г.Топки;
- электронные весы WE-2110.
В случае необходимости организации взаимодействия с какой-либо другой маркой автомобильных весов, либо с другими видами электронных весов, например вагонными весами или дозаторами сыпучих компонентов, в кратчайшие сроки производится доработка шлюза, обеспечивающего взаимодействие с новыми приборами.
РАЗДЕЛ 1.2. НАСТРОЙКА ПАРАМЕТРОВ ПОДСИСТЕМЫ
Первым шагом при работе с любой подсистемой КИС «Кларис» является настройка ее параметров. Для данной подсистемы основными параметрами служат «Виды весов». Эти параметры настраиваются единожды, при внедрении системы, и меняются только при установке другого типа электронных весов.
ПАРАМЕТРЫ «ВИДЫ ВЕСОВ»
В зависимости от величины предприятия, на нем может быть установлено несколько весовых терминалов, которые, в свою очередь, могут работать с различными марками электронных весов. Для обеспечения возможности одновременного использования нескольких различных марок весов, в подсистеме предусмотрена регистрация всех электронных весов, с которыми работает предприятие.
Настройка должна производиться для каждого физически установленного устройства, независимо от того, есть уже настройки таких же марок или нет. При этом каждому устройству присваивается свой индивидуальный номер и уникальное наименование, указываются параметры взвешивания, его марка, порт, по которому идет соединение с компьютером и интерфейс передачи данных. Кроме того, если на весовой установлен комплексный весовой терминал, т.е. взвешивание производится на нескольких однотипных электронных весах, каждому устройству присваивается свой порядковый номер в рамках этого терминала.
Описание интерфейса ввода информации об устройствах приводится в главе 2, раздел 2.2.
РАЗДЕЛ 1.3. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ
Подсистема «КЛАРИС: Электронные весы» позволяет проводить регистрацию первичных документов, отражающих результаты взвешивания количества продукции для нескольких различных видов операций:
- приемка зерна и не зернового сырья;
- отгрузка зерна и продуктов его переработки.
Регистрация данных о взвешивании производится в специальном окне, где в удобной и доступной форме вводятся все необходимые показатели.
ПОРЯДОК ВЗВЕШИВАНИЯ ПРИ ПРИЕМКЕ
В соответствии с утвержденным порядком учета зерна, груз, поступивший автомобильным транспортом, сопровождается товарно-транспортной накладной (ТТН) формы № СП-31 и взвешивается материально-ответственным лицом (весовщиком) с участием водителя-экспедитора, доставившего груз. Весовщик регистрирует в подсистеме все данные с ТТН, кроме количественных параметров, которые проставляются автоматически.
Взвешивание при приемке производится в два этапа:
- Взвешивание груженого автомобиля;
- Взвешивание порожнего автомобиля после разгрузки.
При взвешивании груженого автомобиля весовщик регистрирует в подсистеме следующую информацию – данные об автомобиле и водителе, номер ТТН и путевого листа, данные о клиенте, отправителе и пункте погрузки, а также данные взвешиваемого груза. Затем создает запись в электронном журнале взвешивания, где отражаются эти данные и автоматически попадают данные о весе груженого автомобиля, поступившие с электронных весов.
После разгрузки автомобиля производится взвешивание порожнего автомобиля.
Внимание: разгрузившийся автомобиль не должен покинуть территорию предприятия, пока не будет взвешан и вес не будет указан в бумажном варианте ТТН.
При взвешивании разгрузившегося автомобиля весовщик находит запись в электронном журнале, которую он сделал при взвешивании груженого автомобиля, выбирает ее и сохраняет результат взвешивания. При этом в электронном журнале автоматически фиксируется информация о массе «тары», после чего программно вычисляется и записывается масса «нетто» самого груза. По записи в электронном журнале автоматически формируется ТТН, где весовщик указывает, в какой фонд и на какой склад был оприходован груз. ТТН попадает в единую базу данных и в дальнейшем обрабатывается оперативным отделом и другими службами предприятия.
Результаты взвешиваний отражаются в бумажном варианте ТТН водителя, которую заверяет своей подписью материально-ответственное лицо.
Все результаты взвешивания автоматически попадают в электронную форму весового журнала формы № ЗПП-28. ВОПРОС: Дублируется или нет электронный весовой журнал?????
ПОРЯДОК ВЗВЕШИВАНИЯ ПРИ ОТГРУЗКЕ
В соответствии с утвержденным порядком учета зерна, отпуск хлебопродуктов с предприятия осуществляется только по соответствующему распоряжению:
- При отпуске из федерального фонда – по распоряжению государственного заказчика.
- При отпуске из региональных фондов – по распоряжению региональных органов власти.
- При отпуске коммерческих ресурсов – по распоряжению собственника.
На основании распорядительных документов, на предприятии выписывается приказ по форме № ЗПП-16 на отпуск продукции со складов предприятия.
Взвешивание вывозимых хлебопродуктов весовщик производит только в соответствии с выписанным приказом. Масса продукции определяется им в присутствии водителя или сопровождающего лица и регистрируется в товарно-транспортной накладной формы № СП-31 под расписку.
Порядок взвешивания при отгрузке также делится на два этапа:
- Взвешивание порожнего автомобиля;
- Взвешивание груженого автомобиля после загрузки.
Водитель или сопровождающее лицо получают приказ на отпуск в оперативном отделе бухгалтерии, после чего водитель заезжает на весовую, где весовщик взвешивает массу порожнего автомобиля – тару. При взвешивании порожнего автомобиля весовщик регистрирует в подсистеме следующую информацию - данные об автомобиле и водителе, данные о клиенте, отправителе и пункте погрузки, номер путевого листа и выбирает уже созданный в оперативном отделе приказ. После чего создает запись в электронном журнале взвешивания, где отражаются эти данные и автоматически попадают данные о весе порожнего автомобиля, поступившие с электронных весов.
Кроме того, в подсистеме автоматически создается товарно-транспортная накладная, номер которой также регистрируется в электронном журнале.
Взвешенный автомобиль заезжает на склад, где производится загрузка продукции.
Внимание: автомобиль с грузом не должен покинуть территорию предприятия, пока не будет взвешен и ему не будет выдан бумажный вариант ТТН.
При взвешивании груженого автомобиля весовщик находит запись в электронном журнале, которую он сделал при взвешивании тары, выбирает ее и сохраняет результат взвешивания. При этом в электронном журнале автоматически фиксируется информация о массе «брутто», после чего программно вычисляется и записывается масса «нетто» самого груза. По записи в электронном журнале автоматически формируется ТТН, где весовщик указывает, с какого фонда и с какого склада отгружается продукция. ТТН попадает в единую базу данных и в дальнейшем обрабатывается оперативным отделом и другими службами предприятия.
Сформированная товарно-транспортная накладная распечатывается, заверяется подписью материально-ответственного лица и в бумажном варианте передается водителю.
Все результаты взвешивания автоматически попадают в электронную форму весового журнала № ЗПП-28.